Чехов и Тамбовский край

 

Евгений Иванович Замятин (1884-1937). Писатель, публицист, литературный критик. Родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии. После публикации повести«Уездное» (1913) критика поставила имя Замятина рядом с классиками русской литературы. Во многих произведениях Замятина звучат тамбовские мотивы. С 1992 г. в Тамбове проводятся Замятинские чтения.


О. КРИВОШЕИНА:

Раннее творчество А.П. Чехова, как свидетельствуют художественные тексты, вызывало широкий творческий отклик у Е.И. Замятина, что отразилось в его произведениях 1910-1920-х годов. Так следы горячего увлечения юмором русского классика хранят рассказы «Письменно», «Правда истинная», «Мученики науки» и другие.


Чеховский «юмор без натуги» Е.И. Замятин воспринимал как проявление высшего искусства слова, язык автора «Письма к ученому соседу», «живой и бойкий», считал основой словесного мастерства, необходимой для любого профессионального писателя.


В рассказе «Письменно» синтезируется чеховская юмористическая манера в ее обобщенном варианте. Структура этого повествования включает острую парадоксальную интригу, как в рассказе А.П. Чехова «За двумя зайцами погонишься», текст письма главного героя, который является смысловым и сюжетообразующим центром произведения, а также остроумную антитетическую сентенцию, помещенную в финале и сформулированную в виде риторического вопроса или восклицания. Оба автора раскрывают суть женского характера, который внешне кажется противоречивым и алогичным, а на самом деле оказывается истинным образцом всепрощения и милосердия в проявлении любви и сострадания к ближнему.


Тонкой иронией, сходной с чеховской, пронизаны многие рассказы Е.И. Замятина, посвященные религиозным проявлениям человечества («Сподручница грешных», «Знамение», «Землемер»).


Ранний Чехов, высмеивавший односторонность религиозного мышления человека, его зацикленность на обрядовой стороне веры в Бога, был актуален для писателя XX века. Примером может служить рассказ «Грешник из Толедо», где в переплетении иронии и мягкого юмора А.П. Чехов изображает суеверные страхи и религиозные предрассудки.


Е.И. Замятин вслед за А.П. Чеховым уже редко иронично, а не юмористически изображает необычайную приспособляемость дворянства к различным социальным условиям. Мимикрия благородного сословия для обоих писателей служит показателем полнейшего духовного падения, морального разложения. Начальная фраза рассказа «Мученики науки», в котором сопоставляется Кюри, знаменитая француженка-физик, и госпожа Столпакова, несет в себе убийственную иронию. Мученица науки оказывается мнимой, так как ее «подвиг во имя науки» зиждется на простом материнском инстинкте. Дворянская спесь Варвары Сергеевны, ее, по сути, хамское отношение к «хаму кучеру» вызывает ответную реакцию. По иронии судьбы госпожа Столпакова оказывается под «сапогом хама». Пролетарское происхождение для сына - будущего доцента куплено ценой потери свободы, чести, достоинства.


Несомненно, рассказ Е.И. Замятина «Мученики науки» построен с учетом перипетий сюжета повести А.П. Чехова «Барыня», в котором ситуация «дворянского хамства» имела трагический оттенок. В обоих произведениях главная пара героев - «дворянка и кучер». Причем и Чехов, и Замятин называют своих героев из народа «кентаврами».


И для госпожи Столпаковой, и для барыни Елены Егоровны кучер - это человеколошадь («кентавр»), которая используется для обслуживания господ «благородных кровей».

Одинаковы идеи, к которым подводят читателей оба писателя: хамство определяется не социальным происхождением и положением в обществе, не «знатной родословной», а душевными устремлениями человека, его натурой.


Кривошеина, О.А. «Антоша Чехонте» в рассказах Е.И. Замятина [Текст] // Художественное слово в современном мире: сб. статей / под общ. ред. д.ф.н., проф. И.М. Поповой. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001. – С. 31-32.

 

Е.И. Замятин