Чехов и Тамбовский край
Чехов и Тамбовский край
Пьесы А.П. Чехова были в репертуаре передвижного театра П.П. Гайдебурова, приезжавшего в Тамбов в 1905, 1908 и 1913 г. Они ставились и в «Первом свободном советском театре», созданном актером А. Артуновским в 1918 г. [14, с. 583; 16, с. 36-37]
40-летие смерти А.П. Чехова было отмечено 15 июля 1944 г. в Тамбове вечером памяти, на котором артисты областного драматического театра Г.П. Патлис, М.Н. Корнилова, Г.Н. Федотова и другие сыграли отрывки из пьес «Вишневый сад», «Чайка» и водевиль «Медведь». Но основным событием стала премьера спектакля «Три сестры». Постановка режиссера К. Бережного, роли исполняли: заслуженный артист РСФСР Б.П. Шмит, Н.Е. Смирнов, М.И. Коварская, М.Н. Корнилова, Р.И. Ангорова, Т.С. Тагац, Т.А. Болотова, Б.Ф. Ришар, И.Н. Марин, И.З. Шер и другие.
Эскиз декорации К.А. Свищева к спектаклю «Чайка»
К 100-летию со дня рождения А.П. Чехова была приурочена премьера спектакля «Чайка» (декабрь 1959 г.). Ее считают лучшей работой режиссера В.А. Качирина. Он ставил во главу угла отношение к творчеству как к подвигу. Конечно, в спектакле были и те «пять пудов любви», о которых пишет в одном из. своих писем Чехов. Но в центре драмы оказывались Аркадина (заслуженная артистка Латвийской ССР Е.Д. Коренева), Треплев (И. Бодэк), Тригорин (Н.Н. Маруфов) и Нина (заслуженная артистка Удмуртской АССР К.П. Шмакова). Е.Д. Коренева сумела передать искренность переживаний своей обворожительно-пошлой, скупой, ревнивой, но... безусловно одаренной героини. Ее Аркадина вызывала одновременно и неприязнь, и сочувствие. Тригорин у Н.Н. Маруфова был искренне неудовлетворен своим писательским трудом, ответственно к нему относился, но был он совершенно безволен, что в личной жизни приводило к нравственной ущербности, а это, как известно, наносит серьезный удар и по таланту писателя. Глубокое сочувствие вызывал Треплев в исполнении Игоря Бодэка. Это был на самом деле талантливый и ищущий художник. Однако ни воли, ни подлинной погружённости в творчество у него не было. Фигура трагическая, чайка, которой так и не удается взлететь. Глубоко волновала Клара Шмакова. Нина - труднейшая роль! В.А. Качирин требовал непрерывности развития характера - от наивной любительницы, участницы «дачного» спектакля, до большой актрисы, обретшей веру и силу. К.П. Шмаковой удалось это показать. И вновь в спектакле была превосходная слаженность. Сдержанно страдающая Маша (Н. Козлова), хамоватый Шамраев (В.И. Мороз), безнадежно любящая Полина Андреевна (А.Г. Войлошникова), обаятельный, грустно и красиво стареющий Дорн (В.П. Савенко) и, конечно, детски капризный Сорин, блестяще сыгранный народным артистом РСФСР И.Н. Мариным [5; 16, с. 116]. Спектакль был весьма благосклонно принят критикой, чему свидетельство рецензия В. Антоненко и Ю. Левшиной «Чеховская «Чайка» на Тамбовской сцене»: «Тамбовский облдрамтеатр сумел подняться до больших художественных обобщений. Постановкой «Чайки» театр достойно отмечает столетний юбилей со дня рождения А.П. Чехова» [4].
В постановке «Вишневого сада» (1991) режиссер, заслуженный деятель искусств А. Савин, отказался от адекватного отражения русской жизни начала XX в. Зрители увидели на сцене велосипед советского производства в «детской» барского дома, костюмы и прически по последней моде у артистов, играющих мужские роли, современный танец в исполнении обитателей вишневого сада, послереволюционную авоську в руках вырождающегося барина Гаева. С подобной стилизацией не согласился профессор В.Г. Руделев [6]. Его поддержал другой критик, А.С. Васильев: «Вряд ли сознательную пародию на аристократическую «возвышенность чувств» можно считать чеховской трактовкой». Он так же указал на другой недостаток режиссуры – статичность мизансцены [7].
Столь же неоднозначно бал принят спектакль «Дядя Ваня», премьера которого состоялась осенью 1997 г. Свою точку зрения о постановке высказал режиссер-постановщик спектакля Ю. Горин в материале «Дядя Ваня» актуален как никогда» в газете «Тамбовская жизнь»: «Чехов бесконечен. Мода на него, с точки зрения авангардистских, модернистских, постмодернистских и социалистических позиций, прошла. Сейчас Чехов нужен в его изначальном смысле. Только в процессе психологического, подробного опоэтизирования существующих в его пьесах сюжетных ходов можно найти путь к правде» [9]. Восторженную рецензию под названием «Жизнь скучна, глупа… Но мы веруем!» опубликовала в газете «Город на Цне» М. Фадеева: «Когда смотришь добротно сделанный спектакль, хочется написать добротную рецензию. Спектакль продуман до мелочей. Играют и сами декорации, а они очень хороши… Актеры не обращены напрямую к залу, им хватает своего сценического пространства, чтобы заставить нас поверить им» [12].
Заслуженный работник культуры РФ В.И. Гармаш, упрекнув создателей спектакля за «вялое и довольно-таки анемичное» начало, выразил удовлетворение второй частью спектакля, которая «получилась и живее, и эмоциональнее, и более проникнутой тем самым настроением, создающим особую атмосферу действия». Оценивая игру артистов, В.И. Гармаш после ряда критических замечаний писал, что дядя Ваня в исполнении заслуженного артиста России М.П. Березина «покорил своей душевностью, искренностью переживаний и смятенных раздумий». Актер переосмысливал жизнь и нравственные муки своего героя так, словно бы это было переосмысливание собственной жизни. Такая точка зрения совпадает с признанием самого артиста, опубликованным в прессе [9]. Бесспорной удачей назвал В.И. Гармаш роль Сони, дочери профессора Серебрякова от первого брака, в исполнении Е.Е. Федоровой. Убедителен и индивидуален был в ипостаси капризного и эгоистичного отставного профессора Серебрякова заслуженный артист России Д.И. Дульский. Ныне народный артист России Ю.В. Томилин как всегда сумел найти в своей почти эпизодической роли обедневшего помещика Телегина неповторимые черточки, сделавшие характер по-настоящему живым и драматичным. Считая, что спектакль поставлен неровно, В.И. Гармаш в конце рецензии писал: «Все же временами истинно чеховское пробивается, волнует, тормошит, бередит душу, проникает в самую глубь ее, вызывает чувство печали и… надежды, рождает светлые ассоциации» [10].
В ноябре 2002 г. областной драматический театр свой 216-й день рождения отметил премьерой - спектаклем «Бенефис господ артистов», поставленным художественным руководителем театра Н.А. Ширяевым по мотивам произведений А.П. Чехова. Участниками спектакля стали заслуженные артисты России Н.Н. Рубцов и К.В. Фурман, а также О.Б. Шмаров, Г.А. Пивоварова, И.М. Замуруева. В этой работе актерское мастерство К.В. Фурмана и Н.Н. Рубцова достигло необычайной высоты [13].
В январе 2005 г. в рамках «Рождественских встреч» состоялась премьера моноспектакля заслуженного артиста России (ныне народного артиста России) Ю.В. Томилина «О вреде табака» по произведениям А.П. Чехова. Главная тема моноспектакля – «маленький человек», его нереализованные возможности, крушение жизненных планов. Зрителями моноспектакля по Чехову стали представители местной интеллигенции [15].
Список публикаций о чеховских спектаклях Тамбовского драматического театра
1. Вирта, Н. «Дядя Ваня» на сцене Тамбова [Текст] // Тамб. правда. – 1952. – 23 июля (145). – С. 3.
2. Корнеев, С. Рождение спектакля [Текст] // Тамб. правда. - 1955. - 28 сент. (№ 192). – С. 3 : фот.
3. Корнеев, С. «Иванов» [Текст] // Тамб. правда. – 1955. – 15 окт. (№ 204). – С. 3.
4. Антоненко, В. Чеховская «Чайка» на тамбовской сцене [Текст] / В. Антоненко, Ю. Левшина // Тамб. правда. - 1959. - 27 дек. (№ 254). – С. 3 : фот.
5. Качирин, В. «Чайка» в Тамбове [Текст] // Тамб. правда. - 1960. - 29 янв. (№ 24). – С. 3 : фот.
6. Руделев, В. Воскрешение забытых реалий [Текст] : комедия А. Чехова «Вишневый сад» на сцене областного драматического театра // Тамб. правда. - 1991. - 2 февр. (№ 24). – С. 3.
7. Васильев, А. Приватизация ступила на подмостки [Текст] // Комсом. знамя. - 1991. – 8 февр. (№ 16-17). - С. 11.
8. Самойлова, О. Жизнь? Бытие? Экзистенция? [Текст] // Комсом. знамя. – 1991. – 8 февр. (№ 16-17). – С. 1, 10 : фот.
9. Горин, Ю. «Дядя Ваня» актуален как никогда [Текст] / Ю. Горин, М. Березин, Г. Промтова ; запись Е. Коробовой // Тамб. жизнь. - 1997. - 25 окт. (№ 212). - С. 4 : фот.
10. Гармаш, В. Что сказал бы Антон Павлович... [Текст] // Тамб. жизнь. - 1997. - 4 нояб. (№ 218). - С. 4.
11. Котов, А. Доминанта страсти [Текст] : попытка рецензии // Тамб. курьер. – 1997. – Окт. (№ 44). – С. 1 : фот.
12. Фадеева, М. Жизнь скучна, глупа... Но мы веруем! [Текст] : «Дядя Ваня». Сто лет спустя / Марина Фадеева // Город на Цне. - 1997. - 5 нояб. (№ 45). - С. 10.
13. Писарев, Е. Три в одном [Текст] // Рос. газ. - 2002. - 6-13 дек. (№ 49). - С. 21 (Черноземье; № 44).
14. Смирнов, А. Н. Тамбовский драматический театр [Текст] // Тамбовская энциклопедия. –Тамбов, 2004. – С. 582-584 : ил.
15. Томилин, Ю. Возможности у «маленького человека» нереализованные, а у русского артиста - огромные [Текст] : [беседа с заслуженным артистом России Юрием Томилиным о его моноспектакле «О вреде табака» по произведениям А. П. Чехова] / вела Е. Милованова] // Новости. - 2005. - 19 янв. (№ 3). - С. 4.
16.Смирнов, А. Театр и вся жизнь [текст] / Александр Смирнов. – Тамбов: Юлис, 2005. – 422 с. : ил.
Пьесы А.П. Чехова на сцене Тамбовского государственного драматического театра