Чехов и Тамбовский край

 
Возникновение театра в Тамбове связано с именем поэта и наместника Г.Р. Державина. К торжественному открытию первого представления 24 ноября 1786 г. он сочинил «Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища». За прологом следовала пятиактная комедия М. Веревкина «Так и должно». Первым тамбовским антрепренером был Голощапов. В разное время в Тамбове играли П.С. Мочалов, Н.Х. Рыбаков, В.В. Самойлов, В.И. Живокини, Л.К. Шмитгоф, В.А. Гиляровский, Г.Н. Федотова, П.Н. Орленев, И.М. Москвин. В 1921 г. театру было передано здание бывшего Дворянского собрания и вскоре присвоено имя А.В. Луначарского. С образованием в 1937 г. Тамбовской области был создан областной драматический театр имени А.В. Луначарского. Периодически при нем открывались школы-студии, в которых преподавали актеры, педагоги театрального и музыкального училищ, московская профессура. На тамбовской сцене начинали творческий путь известные деятели театра, кино и телевидения Т.А. Еремеева (Битрих), В.В. Ванин (Иванов), И.Н. Марин, В.М. Леонтьева,  Н.И. Пастухов, Е.М. Кудрявцева, В.Ф. Степанов. В 1951 г. за спектакль «В Лебяжьем» по пьесе Д. Девятова театр был удостоен Сталинской премии, в 1986 г. награжден орденом «Знак Почета». Ведущие артисты: народный артист РФ Ю.В. Томилин, заслуженные артисты РФ В.С. Попова, М.П. Березин, В.Ю. Катушенко, Н.Н. Рубцов, И.Б. Горбацкая, С.Я. Томилина. В  2006 г. на базе драматического и кукольного театров создано Тамбовское государственное областное учреждение культуры «Тамбовтеатр», директором которого назначен Г.В. Колесников.


Пьесы А.П. Чехова были в репертуаре передвижного театра П.П. Гайдебурова, приезжавшего в Тамбов в 1905, 1908 и 1913 г. Они ставились и в «Первом свободном советском театре», созданном актером А. Артуновским в 1918 г. [14, с. 583; 16, с. 36-37]




40-летие смерти А.П. Чехова было отмечено 15 июля 1944 г. в Тамбове вечером памяти, на котором артисты областного драматического театра Г.П. Патлис, М.Н. Корнилова, Г.Н. Федотова и другие сыграли отрывки из пьес «Вишневый сад», «Чайка» и водевиль «Медведь». Но основным событием стала премьера спектакля «Три сестры». Постановка режиссера К. Бережного, роли исполняли: заслуженный артист РСФСР Б.П. Шмит, Н.Е. Смирнов, М.И. Коварская,  М.Н. Корнилова, Р.И. Ангорова, Т.С. Тагац, Т.А. Болотова, Б.Ф. Ришар, И.Н. Марин, И.З. Шер и другие.


Летом 1952 г. на сцене Тамбовского драматического театра состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня». Это была дипломная работа молодого московского режиссера И.И. Судаковой. Ее отец, народный артист РСФСР И.Я. Судаков, поставил эту пьесу в Московском Художественном театре. Заметное влияние прославленного театра оказалось для Тамбова  благотворным. В рецензии на спектакль известный тамбовский писатель Н.Е. Вирта писал: «В «Дяде Ване» мы видим превосходно слаженный актерский ансамбль: это прекрасный концерт разных дарований, направленных к единой цели: донести до зрителя бесподобный язык Чехова, вместе с ним проникнуть в сложнейшие отношения действующих лиц, не фальшивя, не сбившись на безвкусицу, не превратив это гениальное сочинение в пошлую драму любящих и отверженных, плутающих по белу свету бездельников и бездельниц… Признаться, не слишком часто мы видели в Тамбове столь правдивое и столь волнующее зрелище, когда усилия режиссера, артистов, художника и всех средств театра сливались бы в единое целое» [1].


В постановке пьесы  «Иванов» (1955) тамбовский театр исходил из того, что причины, приведшие к опустошенности души у главного персонажа, кроются в невыносимых условиях жизни, порожденных  жесточайшей реакцией правящих кругов. Наряду с этим, режиссер Б. Коврижных стремился показать и оттенить в Иванове черты порядочности, присущие ему даже в момент морального падения. Исполнитель главной роли Г.Е. Морэн постарался  уже с первого акта придать облику Иванова окраску обреченности, ощущения трагического конца. Театральный критик С. Корнеев в своем разборе спектакля выразил несогласие с такой трактовкой «ультра-писсимистически настроенного» Иванова и отметил, «что большинству актеров удалось создать на сцене подлинно чеховские сатирические типы». Это старый граф Шабельский (артист И.Н. Марин), помешанный на картежной игре Косых (К.И. Бараковских), нагловатый и легкомысленный авантюрист Боркин (А.П. Берладин), скупидомка Зюзюшка (М.Н. Коварская). В заключении рецензии С. Корнеев делает вывод: «Иванов» на Тамбовской сцене – новое доказательство того, что коллектив областного драматического театра стремится творчески подходить к созданию спектаклей, смело берется за постановку сложных пьес»  [3].



            Эскиз декорации К.А. Свищева к спектаклю «Чайка»


К 100-летию со дня рождения А.П. Чехова была приурочена премьера спектакля «Чайка» (декабрь 1959 г.). Ее считают лучшей работой режиссера В.А. Качирина. Он ставил во главу угла отношение к творчеству как к подвигу. Конечно, в спектакле были и те «пять пудов любви», о которых пишет в одном из. своих писем Чехов. Но в центре драмы оказывались Аркадина (заслуженная артистка Латвийской ССР Е.Д. Коренева), Треплев (И. Бодэк), Тригорин (Н.Н. Маруфов) и Нина (заслуженная артистка Удмуртской АССР К.П. Шмакова). Е.Д. Коренева сумела передать искренность переживаний своей обворожительно-пошлой, скупой, ревнивой, но... безусловно одаренной героини. Ее Аркадина вызывала одновременно и неприязнь, и сочувствие. Тригорин у Н.Н. Маруфова был искренне неудовлетворен своим писательским трудом, ответственно к нему относился, но был он совершенно безволен, что в личной жизни приводило к нравственной ущербности, а это, как известно, наносит серьезный удар и по таланту писателя. Глубокое сочувствие вызывал Треплев в исполнении Игоря Бодэка. Это был на самом деле талантливый и ищущий художник. Однако ни воли, ни подлинной погружённости в творчество у него не было. Фигура трагическая, чайка, которой так и не удается взлететь. Глубоко волновала Клара Шмакова. Нина - труднейшая роль! В.А. Качирин требовал непрерывности развития характера - от наивной любительницы, участницы «дачного» спектакля, до большой актрисы, обретшей веру и силу. К.П. Шмаковой удалось это показать. И вновь в спектакле была превосходная слаженность. Сдержанно страдающая Маша (Н. Козлова), хамоватый Шамраев (В.И. Мороз), безнадежно любящая Полина Андреевна (А.Г. Войлошникова), обаятельный, грустно и красиво стареющий Дорн (В.П. Савенко) и, конечно, детски капризный Сорин, блестяще сыгранный народным артистом РСФСР И.Н. Мариным [5; 16, с. 116]. Спектакль был весьма благосклонно принят критикой, чему свидетельство рецензия В. Антоненко и Ю. Левшиной «Чеховская «Чайка» на Тамбовской сцене»: «Тамбовский облдрамтеатр сумел подняться до больших художественных обобщений. Постановкой «Чайки» театр достойно отмечает столетний юбилей со дня рождения А.П. Чехова» [4].


В постановке «Вишневого сада» (1991) режиссер, заслуженный деятель искусств  А. Савин, отказался от адекватного отражения русской жизни начала XX в. Зрители увидели на сцене велосипед советского производства в «детской» барского дома, костюмы и прически по последней моде у артистов, играющих мужские роли, современный танец в исполнении обитателей вишневого сада, послереволюционную авоську в руках вырождающегося барина Гаева. С подобной стилизацией не согласился профессор В.Г. Руделев [6]. Его поддержал другой критик, А.С. Васильев: «Вряд ли сознательную пародию на аристократическую «возвышенность чувств» можно считать чеховской трактовкой». Он так же указал на другой недостаток режиссуры – статичность мизансцены [7].




Столь же неоднозначно бал принят спектакль «Дядя Ваня», премьера которого состоялась осенью 1997 г. Свою точку зрения о постановке высказал режиссер-постановщик спектакля Ю. Горин в материале «Дядя Ваня» актуален как никогда» в газете «Тамбовская жизнь»: «Чехов бесконечен. Мода на него, с точки зрения авангардистских, модернистских, постмодернистских и социалистических позиций, прошла. Сейчас Чехов нужен в его изначальном смысле. Только в процессе психологического, подробного опоэтизирования существующих в его пьесах сюжетных ходов можно найти путь к правде» [9]. Восторженную рецензию под названием «Жизнь скучна, глупа… Но мы веруем!»  опубликовала в газете «Город на Цне» М. Фадеева: «Когда смотришь добротно сделанный спектакль, хочется написать добротную рецензию. Спектакль продуман до мелочей. Играют и сами декорации, а они очень хороши… Актеры не обращены напрямую к залу, им хватает своего сценического пространства, чтобы заставить нас поверить им» [12].



Заслуженный работник культуры РФ В.И. Гармаш, упрекнув создателей спектакля за «вялое и довольно-таки анемичное» начало, выразил удовлетворение второй частью спектакля, которая «получилась и живее, и эмоциональнее, и более проникнутой тем самым настроением, создающим особую атмосферу действия». Оценивая игру артистов, В.И. Гармаш после ряда критических замечаний писал, что дядя Ваня в исполнении заслуженного артиста России М.П. Березина «покорил своей душевностью, искренностью переживаний и смятенных раздумий». Актер переосмысливал жизнь и нравственные муки своего героя так, словно бы это было переосмысливание  собственной жизни. Такая точка зрения совпадает с признанием самого артиста, опубликованным в прессе [9]. Бесспорной удачей назвал В.И. Гармаш роль Сони, дочери профессора Серебрякова от первого брака, в исполнении Е.Е. Федоровой. Убедителен и индивидуален был в ипостаси капризного и  эгоистичного отставного профессора Серебрякова заслуженный артист России Д.И. Дульский. Ныне народный артист России Ю.В. Томилин как всегда сумел найти в своей почти эпизодической роли обедневшего помещика Телегина неповторимые черточки, сделавшие характер по-настоящему живым и драматичным. Считая, что спектакль поставлен неровно, В.И. Гармаш в конце рецензии писал: «Все же временами истинно чеховское пробивается, волнует, тормошит, бередит душу, проникает в самую глубь ее, вызывает чувство печали и… надежды, рождает светлые ассоциации» [10].


В ноябре 2002 г. областной драматический театр свой 216-й день рождения отметил премьерой  - спектаклем «Бенефис господ артистов», поставленным художественным руководителем театра Н.А. Ширяевым по мотивам произведений А.П. Чехова. Участниками спектакля стали заслуженные артисты России Н.Н. Рубцов и К.В. Фурман, а также О.Б. Шмаров, Г.А. Пивоварова, И.М. Замуруева. В этой работе актерское мастерство К.В. Фурмана и Н.Н. Рубцова достигло необычайной высоты [13].


В январе 2005 г. в рамках «Рождественских встреч» состоялась премьера моноспектакля заслуженного артиста России (ныне народного артиста России) Ю.В. Томилина «О вреде табака» по произведениям А.П. Чехова. Главная тема моноспектакля – «маленький человек», его нереализованные возможности, крушение жизненных планов. Зрителями моноспектакля по Чехову стали представители местной интеллигенции [15].


Список публикаций о чеховских спектаклях Тамбовского драматического театра


1. Вирта, Н. «Дядя Ваня» на сцене Тамбова [Текст] // Тамб. правда. – 1952. – 23 июля (145). – С. 3.

2. Корнеев, С. Рождение спектакля [Текст] // Тамб. правда. - 1955. - 28 сент. (№ 192). – С. 3 : фот.

3. Корнеев, С. «Иванов» [Текст] // Тамб. правда. – 1955. – 15 окт. (№ 204). – С. 3.

4. Антоненко, В. Чеховская «Чайка» на тамбовской сцене [Текст] / В. Антоненко, Ю. Левшина // Тамб. правда. - 1959. - 27 дек. (№ 254). – С. 3 : фот.

5. Качирин, В. «Чайка» в Тамбове [Текст] // Тамб. правда. - 1960. - 29 янв. (№ 24). – С. 3 : фот.

6. Руделев, В. Воскрешение забытых реалий [Текст] : комедия А. Чехова «Вишневый сад» на сцене областного драматического театра // Тамб. правда. - 1991. - 2 февр. (№ 24). – С. 3.

7. Васильев, А. Приватизация ступила на подмостки [Текст] // Комсом. знамя. - 1991. – 8 февр. (№ 16-17). - С. 11.

8. Самойлова, О. Жизнь? Бытие? Экзистенция? [Текст] // Комсом. знамя. – 1991. – 8 февр. (№ 16-17). – С. 1, 10 : фот.

9. Горин, Ю. «Дядя Ваня» актуален как никогда [Текст] / Ю. Горин, М. Березин, Г. Промтова ; запись Е. Коробовой // Тамб. жизнь. - 1997. - 25 окт. (№ 212). - С. 4 : фот.

10. Гармаш, В. Что сказал бы Антон Павлович... [Текст] // Тамб. жизнь. -  1997. -  4 нояб. (№ 218). - С. 4.

11. Котов, А. Доминанта страсти [Текст] : попытка рецензии // Тамб. курьер. – 1997. – Окт. (№ 44). – С. 1 : фот.

12. Фадеева, М. Жизнь скучна, глупа... Но мы веруем! [Текст] : «Дядя Ваня». Сто лет спустя  / Марина Фадеева // Город на Цне. - 1997. - 5 нояб. (№ 45). - С. 10.

13. Писарев, Е. Три в одном [Текст] // Рос. газ. - 2002. - 6-13 дек. (№ 49). - С. 21 (Черноземье;   № 44).

14. Смирнов, А. Н. Тамбовский драматический театр [Текст] // Тамбовская энциклопедия. –Тамбов, 2004. – С. 582-584 : ил.

15. Томилин, Ю. Возможности у «маленького человека» нереализованные, а у русского артиста -  огромные [Текст] : [беседа с заслуженным артистом России Юрием Томилиным о его моноспектакле «О вреде табака» по произведениям А. П. Чехова] / вела Е. Милованова] // Новости. - 2005. - 19 янв. (№ 3). -  С. 4.

  1. 16.Смирнов, А. Театр и вся жизнь [текст] / Александр Смирнов. – Тамбов: Юлис, 2005. – 422 с. : ил.


















 

Пьесы А.П. Чехова на сцене Тамбовского государственного драматического театра